Комплексное благоустройство и озеленение территории внутреннего двора объекта культурного наследия федерального значения «Дом (Английский клуб), кон. XVIII в. – начало XIX вв»

  • Название объекта:  Объекта культурного наследия федерального значения «Дом (Английский клуб), кон. XVIII в. – начало XIX вв., арх-ры А.А. Менелас и Д.И. Жилярди. Главный дом с двумя боковыми крыльями. Ограда и двое ворот со львами»
  • Адрес: г.Москва, ул. Тверская д.21
  • Год постройки: 1748 г., 1-я пол. XIX в
  • Площадь: участок 4 535 кв.м
  • Вид работ: Разработка научно-проектной на комплексное благоустройство и озеленение территории внутреннего двора.
  • Краткие сведения:

Главный дом выстроен на территории усадьбы, известной с XVI века. Тогда она принадлежала государеву дьяку М.Г.Мисюрю-Мунехину, а в XVII веке это был загородный двор кн. Н.И.Одоевского. С 1777 года участком владел А.М.Херасков (брат поэта М.М.Хераскова).
После 1780 года он выстроил в глубине двора каменный дом — центральную часть ныне существующего здания. За домом по склону был расположен огромный парк. В 1786 году к участку присоединяется небольшой двор справа по улице.
В начале XIX века владение переходит к Л. К. Разумовскому и создается проект перестройки дома, автором которого считают А.А.Менеласа. В 1811 году к старому дому было пристроено левое крыло; после войны 1812 года строительство возобновилось только в 1814году. До 1817года появилось правое крыло и ограда парадного двора по линии улицы, завершив типичную для зрелого классицизма строго симметричную композицию усадьбы со скругленным парадным двором. Фасады дома получили обработку в характерных для ампира приемах. Строгий восьмиколонный дорический портик с фронтоном опирается на мощную аркаду цоколя. Окна узких ризалитов выделены эдикулами, которые смягчают переход от строгой монументальной центральной
части к оформлению пониженных боковых флигелей. Их камерный масштаб подчеркнут рустовкой нижнего этажа, усиливающей горизонтальное членение. Ритм тонкого лепного декора над окнами несколько облегчает суровую пластическую мощь здания. Стилистическая близость фасада и деталей этого дома и старого здания Университета дает возможность предположить авторство Д.И.Жилярди. Торжественность ансамбля усиливает ограда по линии улицы с двумя симметричными въездами и калитками. Строгие белокаменные объемы калиток и пилоны ворот с тосканскими колонками завершаются фигурами львов.
Внутренняя отделка помещений отличалась роскошью. Сохранились мраморные лестницы с коваными решетками, порталы, мраморные колонны, несущие своды, и плафоны с живописыо и лепниной. Дом имел сход в сад в виде широкого отлогого пандуса на каменных столбах, на котором стояли каменные вазы. В последующие годы здание претерпело ряд переделок: в 1872 году был надстроен третий этаж над северным флигелем, в 1899 году сделан проезд в полукруглой части южного крыла.
В начале XX века северный флигель стал четырехэтажным, а для постройки торговых помещений по линии улицы была снята ограда парадного двора (восстановлена в 1920-е годы). Тогда же были пристроены боковые крылья со стороны двора.
При расширении улицы Горького торцы флигелей были срезаны и главный дом, стоящий в глубине двора, оказался ближе к линии улицы.
В наше время дому возвращен облик, близкий к первоначальному.
В доме А.М.Хераскова происходили заседания масонской ложи. С 1831году здание арендовал Московский Английский клуб, среди членов которого была вся московская знать, а позже — А.А.Майков, Н.Г.Рубинштейн, А.В.Алябьев, А.А.Фет, Н.П.Огарев и многие другие.
В 1922 годах в залах дома была открыта выставка Красной Москвы, послужившая основой Музея Революции СССР.
В настоящее время здесь располагается ФГБУК ГЦМСИР.