Небольшой некрополь рядом с храмом Воздвижения Креста Господня в с. Марьинка. Командор Мальтийского ордена Михаил Петрович Бутурлин.
Рядом с Крестовоздвиженским храмом, который мы реставрируем в с.Марьинка валяется несколько белокаменных погребальных плит. Что на них написано прочесть сложно. На одной, разбитой, видно слово «князь». Другие нужно собирать из осколков и очищать от загрязнений. Только на единственной гранитной плите можно четко прочесть полное имя владельца «младенец Александр Михайлович Бутурлин». Кто же это такой? Оказалось, что когда то рядом с храмом был погребен в 1820 году сын Михаила Петровича Бутурлина. Именно при нём была построена монументальная колокольня нашей церкви Воздвижения Креста Господня. Местный настоятель говорил нам, что владельцы села были масонами. С этим и связано такое доминирующие положение колокольни – башни во всем ансамбле храма. Что же, он был прав. Михаил Бутурлин действительно был командором Ордена Святого Иоанна Иерусалимского- мальтийским рыцарем и носил Командорский крест (можно увидеть на его портрете). В годы правления императора Павла Первого этот орден стал высшей наградой в государстве, а пожалование командорства превосходило по своему значению даже награждение орденом Св. Андрея. Александр I правда награждение им отменил, но сам Орден продолжал существовать.
Михаил Бутурлин известен не только своей причастностью к Мальтийскому ордену. Он был достаточно успешным военным и государственным деятелем. Не хочу все перечислять и остановлюсь только на забавном эпизоде в его жизни, повлиявшем на русскую литературу. Будучи губернатором в Нижнем Новгороде он принимал у себя А.С.Пушкина. Поэт в это время посещал архивы Поволжья в поисках материалов по истории пугачевского бунта. Фигурой он был очень модной и Бутурлин конечно не преминул возможностью пригласить его к себе на ужин. Пушкин писал «Сегодня был я у губернатора Бутурлина. Он и жена его приняли меня очень мило и ласково: он уговорил меня обедать завтра у него. (Из письма А. С. Пушкина жене 2 сентября 1833 года из Н. Новгорода.). Вот только по итогам этой встречи Бутурлиным было написано письмо оренбургскому губернатору В.А.Перовскому с предположением, что Пушкин на самом деле занимается не поиском архивных материалов, а едет с инспекционной миссией. Находясь уже в Оренбурге поэт узнал, что Бутурлин принял его за тайного агента царя. В последствии Александр Сергеевич поделился этим забавным эпизодом своего путешествия с Н.В.Гоголем, ну а что из этого вышло вы и сами знаете.
После реставрации самого храма мы конечно постараемся почистить и перенести к его стенам эти надгробия. Может быть кому то они и будут интересны. Ведь это тоже наша история.