Церковь Ильинская, ХVI в. Село Пруссы. Историческая справка.

О.А. Данилина, Е.И. Рузаева

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Церковь Пророка Илии находится в селе Пруссы, расположенном в 20 км к северо-западу от города Коломны. В XVI в. оно относилось к Похрянскому стану Коломенского уезда, сейчас — к Коломенскому району Московской области. В документах XVI в. оно именовалось селом Прус, в XVII-XVIII в. — Прусы, в XIX в. появляются формы Прусье, Прусс, Пруссы; на современных картах можно встретить написание как с удвоенным «с», так и без него; в тексте исторической справки нами принят более ранний вариант названия. Неподалеку от села протекает Северка, приток Москвы-реки.

Местность вдоль берегов Северки не имеет себе равных в сельском Подмосковье  по  насыщенности  памятниками  архитектуры, замечательными своей древностью и высокими художественными достоинствами. Рядом с церквями середины XVI в. (Городня, Чиркино) и годуновского времени (Покровское, Троицкое-Лобаново) XVIII-XIX века представлены белокаменными церквами в Федоровском и Авдотьине, псевдоготикой

Марьинки Бутурлиных и погоста Старки, столичного размаха классическим храмом в селе Шкинь. Не последнее место в этом ряду занимает шатровая церковь Пророка Илии в Прусах — небольшой, на первый взгляд скромный, но на самом деле уникальный памятник.

Первое упоминание об этом памятнике в литературе – несколько строк в книге историка Н.Д. Иванчина-Писарева «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», изданной в 1843 г. П.А. Раппопорт в «Очерке хронологии русского шатрового зодчества» включил памятник в контекст общего развития шатрового зодчества. Подробное описание памятника дал М.А. Ильин в монографии «Pусскoe шатровое зодчество. Памятники середины XVI века». Схематические обмеры Ильинской церкви были выполнены П.Д. Барановским в 1930-х гг. Исследования памятника были продолжены М.Б. Чернышевым, руководившим консервационными работами в 1966-67 гг., и В.В. Кавельмахером (неопубликованные материалы этих работ были использованы нами с любезного разрешения авторов).

В целом источниковедческая база для разработки строительной истории  памятника  выглядит  весьма  скудной.  Разыскания  в архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны и Тулы не выявили документов, относящихся к его строительству и ранним этапам переделок. Метрика Академии Художеств, хранящаяся в архиве ИИМК (№ 3651), практически не содержит существенных для нас сведений. Просмотр документов Коломенской духовной консистории, попавших в Тулу при упразднении Коломенской епархии в конце XVIII в. (ГАТО. Ф. 1770), по данной теме также оказался безуспешным.

 

2. ДАТИРОВКА СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА.

 

К сожалению, бесспорных документальных оснований для датировки Ильинской церкви (по своим архитектурным формам и строительной технике, несомненно, относящейся к XVI веку) нет. Не сохранилось ни храмозданной надписи, ни каких-либо актов XVI в., относящихся к ее строительству. Важнейшим из косвенных источников является упоминание в писцовой книге Коломенского уезда 1577/78 г. каменной церкви пророка Ильи в селе Прус. Здесь же это село названо куплей владыки Коломенского у Ивана да у Федора Васильева, да у Петра Никитича Шереметевых. Дата покупки села известна – это 1575/76 г. Возможны два предположения: либо каменная церковь построена кем-то из Шереметевых до 1575/76 г., либо коломенский епископ, купив село, сразу же начинает строительство. Версия епископского строительства позволяет предельно сблизить границы датировки, но против нее можно привести ряд возражений. Во-первых, 1570-е годы — период тяжелого экономического кризиса в стране. «В это время не строились не только шатровые церкви, но и вообще почти совершенно прекратилось монументальное каменное строительство во всей России.»(1) Во-вторых, в описании села Прус в писцовой книге 1577/78 г. названа и другая церковь — «Bход /в/ Иерусалим, древена, вверх, обвалилась».  Развалившаяся  церковь  —  свидетельство  скорее небрежения, чем пристального внимания владельца; к тому же маловероятно, чтобы при возведении каменной церкви ветхую деревянную не разобрали бы дли обжига кирпича или иных строительных надобностей.

О владыке Давиде, коломенском епископе в 1570-х годах, известно немногое. В 1571 г. он сопровождал Ивана IV в Новгород, а в 1572 г. присутствовал на соборе о разрешении царю четвертого брака (2). О каких-либо его строительных начинаниях информации нет. Как доказательство  именно  епископского  строительства  иногда трактовалось наличие в алтаре Ильинской церкви горнего места, но для ранних памятников этот элемент интерьера апсиды не тождествен архиерейскому трону и не является признаком особого статуса церкви.

Более вероятным нам кажется предположение о ктиторстве Шереметевых. Строительство каменных храмов в их коломенских вотчинах в XVI в. представляет отдельную очень интересную и важную тему в истории русской архитектуры.

Шереметевы  —  ветвь  старомосковской  боярской  фамилии Кобылиных(3) . От сыновей Андрея Кобылы, служившего московским князьям в середине XIV в., происходят многие знатные роды (в том числе и близкие родственники Шереметевых Захарьины-Юрьевы-Романовы). О родоначальнике Шереметевых, Андрее Константиновиче, почти ничего не известно. Жил он в конце XV в. Из троих его сыновей «род пошел» только от среднего, Василия. Василий Андреевич Шереметев упоминается в разрядах с 1521 по 1537 г. Егo служебная карьера прервалась после смерти Елены Глинской. «Неволею, от беды» ему пришлось постричься в Троице-Сергиевом монастыре с именем Вассиана. Думных чинов он не имел, зато пятеро из шестерых его сыновей стали боярами в царствования Ивана Грозного и Федора Ивановича.

Наиболее значительным из них был старший — Иван Васильевич Большой. Он на протяжении пятнадцати лет входил в ближайшее окружение царя Ивана IV и имел немалые военные заслуги. Князь Курбский  именует  Шереметева  «мужем  зело  мудрым  и  острозрительным и со младости своея в богатырских вещах искусным».

Младшие братья его также успешно продвигались по служебной лестнице. В 1556-59 г. Семен, Никита, Иван Меньшой один за другим получают боярство. В 1563 г. старших Шереметевых — Ивана Большого и Никиту (Семена уже не было в живых) — постигла государева опала. Никита Васильевич был казнен в тюрьме. У него остался малолетний сын Петр. Иван Большой, перенесший пытки и заключение, был отпущен весной 1564 г. Поручную запись по нем подписали 9 бояр и младшие братья. После учреждения опричнины Иван Большой несколько лет был боярином земской Думы. В 1570 г. он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. Его сын Еремей последовал за отцом. Ставиноком Ионой, бывший боярин, видимо, сохранил к себе прежнее уважение. Иван Грозный в язвительном послании кирилловскому игумену Козьме упрекает братию: «Ныне у вас Шереметев сидит в келии чтоцарь».

Младшие Шереметевы избежали царского гнева. Иван Меньшой, хоть  способностями  и  уступал  старшему  брату,  пользовался расположением Грозного. Он погиб в 1577 г. в Ливонии, при осаде Колывани. Дочь Ивана Меньшого Елена в 1580 г. стала третьей женой наследника престола и, не случись трагедии в Александровой слободе, могла бы быть царицей. Сын Федор Иванович — видный боярин времен Смуты и царствования Михаила Федоровича. Младший брат Ивана Меньшого Федор Васильевич был пожалован в окольничие после его гибели. Годы с 1579 по 1582 он провел в польском плену. Боярином он стал уже после смерти Грозного, в 1584 г. Время его активной политической деятельности — царствование Федора Ивановича. В 1590 г. Федору Шереметеву пришлось (в связи с опалой Шуйских) постричься в Антониеве монастыре. Вотчины его были конфискованы.

Среди обширных земельных владений Шереметевых далеко не последнее место занимало их родовое гнездо в Коломенском уезде. Центр его располагался по берегам притоков Северки — Городенки и Сухуши. Эти села и деревни в писцовой книге 1577/78г. названы «старыми вотчинами», т.е. принадлежавшими до меньшей мере Василию Андреевичу Шереметеву. Были еще и многочисленные купли братьев в разных станах уезда. Шереметевы издавна по службе были связаны с Коломной — сборным пунктом русских войск «на берегу» против татар. Отец Андрея Шеремета К.А. Беззубцев еще в середине XV в. был коломенским наместником (4). В Тысячной книге 1550 г. и Дворовой тетради все Шереметевы записаны по Коломне.

Из челобитной Федора Ивановича Шереметева, сына Ивана Меньшого, явствует, что по духовной Василия Андреевича его сыновья владели родовыми вотчинами сообща, «а купленными своими вотчинами владели, кто что купил, тем и владел». В 1564 г. братья «вотчины промеж себя разделили и после того разделу владели всяк своими жеребьями» (5). Таким образом, писцовая книга 1577/78 г. отражает положение дел после дележа 1564 г. и пострижения Ивана Большого, который оставил часть своей доли двум дочерям, остальное «отдал братье своей» — братьям Ивану и Федору и племяннику Пeтpy Никитичу.

По данным писцовой книги 1577/78 г., в коломенских селах Шереметевых упомянуты следующие церкви:

·         ЧИРКИНО (за Федором Васильевичем; старая вотчина) – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, каменная, с приделами Василия Кесарийского, Андрея Критского, «да третий Никола Чудотворец почет делать, а не свершен, камен».

·         ГОРОДНЯ (за вдовой и детьми Ивана Меньшого) – церковь Воскресения  Христова,  «камена,  вверх»,  и  церковь  Иоанна Милостивого, «тупая, древена, клетцки».

·         МЕЩЕРИНОВО (за вдовой и детьми Ивана Меньшого) – церковь Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи «да другой придел Еустратия, Еуксентия, и Мордарие и Ариста».

·         ФЕДОРОВСКОЕ (за вдовой и дочерью Семена Васильевича; старая вотчина) — церковь Николы Чудотворца с приделами Алексия Митрополита и Фрола и Лавра «древена, на каменное дело».

·         ОКСИНЬИНО (зa Федором Васильевичем; старая вотчина) — церковь Николы Чудотворца «древена, клетцки».

·         ГОРОДИЩЕ нa Осенке (за вдовой и детьми Ивана Меньшого; бывшая вотчина С.И.Злобина) — церковь Афанасия Алекандрийского с приделом Никиты Архиепископа Новгородского, «древена, клецки».

·         ВИХОРНА (бывшая вотчина Семена Васильевича) – церковь Рождества Богородицы, «древяна, клецки».

К этому списку, по нашему мнению, можно добавить:

ПРУСЫ — церковь Пророка Илии, каменная, и церковь Входа в Иерусалим, «древена, вверх».

Таким образом, считая Ильинскую церковь в Прусах, мы видим три каменных храма (ни один из них точно не датирован).

Строительство каменных церквей в вотчинах становится массовым явлением лишь со второй половины XVII в., для середины XVI в. Это скорее исключение, чем правило. Во всем Коломенском уезде (без самого города, ближайших монастырей и загородной епиекопской резиденции Городища), кроме шереметевских, был всего один такой храм — белокаменная  Благовещенская  церковь  в  Степановском,  селе Захарьиных-Юрьевых.

Первым каменным xpaмом Шереметевых была, вероятно, церковь в Чиркине. Ее приделы посвящены небесным покровителям Василия Андреевича и, по-видимому, Андрея Шеремета. Строил Покровскую церковь в Чиркине, скорее всего, Василий Андреевич; датировать ее можно первой третью XVI в. (до 1537 г.). Нарисовать точную картину строительной деятельности его сыновей в середине XVI в. при полном отсутствии  письменных  источников  крайне  затруднительно.

Именинный престол Ивана Большого был в деревянной церкви в Городне, но можно ли на этом основании приписывать ему и великолепный каменный шатровый храм? Церковью Ивана Меньшого, видимо, была Рождественская в Мещеринове с редким посвящением и второго престола, явно не случайным, но «расшифровать» его значение нам не удалось.

В.В. Кавельмахер полагал, что каменные храмы в Городне и Прусах были построены после раздела вотчин в 1564 г. Нам кажется сомнительной столь жесткая зависимость. При всем своеобразии этих памятников в них присутствуют детали, характерные для арxитектуры 1550-х годов. Порталы Воскресенской церкви в Городне, раскрытые Н.Н. Свешниковым, имеют сноповидные элементы как на месте капителей, так и посередине колонок, где они чередуются с дыньками. О.В.Гаева отмечает в середине XVI в «тенденции к смещению сноповидного элемента с положения капители на середину колонки» (6).

Таковы порталы собора Рождества Богородицы в Медведевой Пустыни (1547 г.), собора Благовещенского Киржачского монастыря (сep. XVIв.), Зачатьевского собора Высоцкого монастря в Серпухове (cep. XVIв.). Пояса кирпичных кронштейнов-«сухариков» под карнизами, во множестве примененные в декоре Илъинской церкви в Прусах, свойственны также памятникам середины XVI века. Присутствуют они и в Городне — в карнизе барабана.

Нижнюю границу датировки Ильинской церкви в Прусax можно попытаться определить с помощью аналога — Успенской церкви Брусенского монастыря в Коломне. Эти памятники имеют общую типологическую  схему  и  конструкцию  (более  нигде  не повторяющуюся) и совпадают в основных размерах. Версию об Успенской церкви Брусенского монастыря как образце выдвигали неоднократно различные исследователи 7 , и мы с ней полностью согласны.

Успенская церковь Брусенского монастыря имеет точную дату — 1552 год. Белокаменная плита с храмозданной надписью утрачена, но сoхранились прорись с нее и фотография 8 . Текст этой надписи: «ЛЕТ/а/7060-ГО ПОСТАВЛЕНА БЫ СИЯ Ц/е/РКОВ УСПЕНИЕ ПРЕ/чис/ТЫЯ Б/огороди/ЦА ПРИ БЛ/а/ГОВЕРНОМ Ц/а/РЕ ВЕЛИКОМ КН/я/ЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧ/е/ И ПРИ ЕП/иско/ПЕ КАЛОМ/енском/ ФЕОД…» В литератуpe часто встречается утверждение, что Успенская церковь построена «по повелению царя Ивана Грозного в память покорения Казани»(9). Это — легенда XIX века, ничем не подтвержденная.

В Писцовой книге 1577/78 г храм не назван «государевым строением» и не упомянуто ни одного царского вклада в монастырь, хотя обычно они тщательно фиксировались. Сама  формулировка храмозданной: «При благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче…» не соответствует памятникам царского строительства. Сравним, например, с храмозданной надписью церкви Вознесения (Исидора Блаженного) в Ростове: «Державою и повелением благочестивого царя государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия…»(10) Текст храмозданной Успенской церкви кажется оборванным на полуслове. Судя по фотографии, можно предположить, что последняя строка просто не была расчищена от штукатурки либо сколота при позднейших перемещениях плиты.

Схожая по построению текста храмозданная надпись собора Рождества Богородицы в Медведевой Пустыни заканчивается так: «…при благоверном царе великом князе Иоанне Васильевиче /всея Руси/ при митрополите Мокаре строением игумена Феодосья з брат/иею/»(11).

Брусенский монастырь не принадлежал к числу известных и богатых обителей; в начале XVIII в. он на некоторое время был упразднен, затем восстановлен, став из мужского женским. Ранний его архив утрачен. История монастыря в XVI в., круг его вкладчиков и обстоятельства строительства каменной церкви неизвестны. Писцовая книга не помогает сделать выводы о его связи с каким-либо знатным семейством (иногда подобные связи очевидны, как, например, покровительство семьи Шерефединовых Спасскому монастырю в Коломне, выраженное в многочисленных вкладах вотчинами и утварью). Земельные владения Брусенского монастыря исчерпывались сельцом и тремя пустошами, полученными по завещанию Василия Наумова(12).

Возможно, строительство в 1550-х годах шатрового храма в Коломне и связано с Казанским взятием, но бесспорных доказательств, как, к примеру, в случае с Hикитской церковью в селе Елизарово, нет и говорить об этом следует как о предположении, а не о непреложном факте. Вопрос о причинах выбора именно этого монастырского храма образцом для Ильинской церкви в Прусах остается открытым. (Заметим, что пятеро старших Шереметевых принимали участие в казанских походах, именно под Казанью Иван Большой заслужил боярство, а Григорий Васильевич сложил голову… Но настаивать на «казанской теме» как единственно возможном объяснении не будем).

Итак, мы определяем границы датировки Ильинской церкви в Пpyсax как 1552-75 годы, а наиболее вероятное время строительства — конец 1550-х — начало 1560-х годов.

Неизвестно, кто именно из братьев Шереметевых был заказчиком церкви в Прусах — здесь можно выдвинуть много бездоказательных версий — и что заставило этот богатый род так легко расстаться с селом. К примеру, старинную родовую вотчину – коломенское село Чиркино насколько раз давали вкладом в монастыри, но оно каждый раз выкупалось наследниками. Село же Прусы принадлежало коломенским епископам вплоть до секуляризации населенных  церковных имений в 1764 г.

 

3. ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА В XVII-XX ВВ.

 

Значительные изменения облика Ильинской церкви произошли во второй половине XVII в. Крупные ремонтные работы были, вероятно, вызваны аварийным состоянием кровли и  появлением трещин в стенах. Датировка перестройки, не зафиксированная документально, ясна по

характеру архитектурных деталей. Заказчиком работ был, вероятнее всего, архиепископ Никита, занимавший коломенскую кафедру с 1682 по 1704 г. Он происходил из купцов города Тотьмы, впоследствии стал архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря. «В бытность свою Коломенским архиепископом Никита благолепно украсил соборную церковь, построил при соборе колокольню, слил большой колокол и построил каменный архиерейский дом» 13 . Должно быть, приведя в «благолепный вид» городскую резиденцию, архиепископ Никита обратил  внимание  и  на  владычные  вотчины.  Косвенным подтверждением служит то обстоятельство, что в описи Архиерейского дома в Коломне 1681 г. среди документов архива, относящихся в селу Прусы, перечислены только хозяйственные акты (межевые и т. п.), без упоминания о строительных работах. Переделки XVII в. коснулись в основном завершения четверика: была значительно упрощена форма кровли, переложены карнизы четверика, апсиды и барабана. Три окна верхнего света четверика были расширены и оформлены на фасадах характерными для этого времени наличниками из профилированного кирпича; нижние окна четверика заложены. В апсиде пробито новое окно по оси церкви, уничтожившее верхнюю часть ниши горнего места, первоначальные оконные проемы также заложены.

На протяжении XVII – первой половины XVIII в. село является рядовой вотчиной коломенских епископов, никаких сведений об особом статусе Ильинской церкви в документах не содержится. Таким образом подчеркнутое название «архиерейская», применяемое к церкви в XIX в., скорее всего, напоминает о прежней принадлежности села, а не об архиерейских богослужениях. В т.н. «офицерской» описи 1760-х гг. архиерейский двор в Прусах описан как комплекс деревянных хозяйственных построек с жильем для приказчика, без владычных покоев. Если епископы и посещали село Прусы, то не останавливались в нем надолго. К тому же, если бы ниша горнего места в алтаре церкви действительно ассоциировалась с архиерейским троном, зачем было прорубать из нее оконный проем? В описи перечислены традиционные источники  доходов  архиерейского  дома  с  вотчины: сельскохозяйственные угодья, пруды с рыбой, вишневый сад.

После 1764 г. село Прусы становится экономическим, т.е. переходит в ведомство государственных имуществ. В конце XVIII — начале XIX вв. к церкви была пристроена кирпичная трапезная, равная по ширине четверику. При этом уничтожен западный перспективный портал, на месте которого прорублен широкий арочный проем, и заложено окно XVII в. над ним, выходившее на чердак трапезной; тогда же стесаны нижние участки кладки двух средних лопаток западного фасада. В клировых ведомостях Коломенского уезда 30-х годов XIX в. об Ильинской церкви села Прус сказано: «Построена в каком году и кем, неизвестно; зданием каменная крепка, а колокольни нет, колокола же висят на столбах; престол в ней один, во имя Святого Пророка Илии, холодной; …исповедальные росписи пропали от бывшего в 1823 году пожара». При этом неясно, случился ли упомянутый пожар в церкви или в одном из деревянных домов священнослужителей, где также могли храниться документы приходского архива. «Холодный» престол обозначает, что церковь не отапливалась; при шатровом завершении это было возможно только путем устройства деревянного перекрытия в уровне  основания  шатра,  следов  существования  которого  не обнаружено.

Опись церковного и ризничного имущества 1850-х годов подробно фиксирует  внутреннее  убранство  небогатого  сельского  храма. Особенно  интересно  описание  иконостаса  «столярной  работы, покрытого белою краскою на масле, с позлащенною по местам резьбою». Он, вероятно, был установлен в первой половине XIX в. Первоначальный иконостас был тябловым (в южной и северной стенах четверика сохранились выложенные гнезда для тябел). Сохранялся ли он до XIX в. или был изменен несколько раз, сведений нет. В 1850-х годах иконостас был четырехярусным, состоял из местного ряда, праздничного, апостольского Деисуса и пророческого ряда. Две боковых иконы верхнего яруса имели необычную треугольную форму. Завершение иконостаса образовывало большое Распятие с двумя круглыми образами Спасителя по сторонам, установленные над пророческим рядом. Таким образом, верхняя часть иконостаса имела сложный ступенчатый силуэт.

В описи упомянута небольшая отдельно стоящая деревянная звонница для четырех церковных колоколов: «На четырех дубовых столпах, обшитых крашеным тесом; крест на ней деревянный, обитый железом, под ним таковое же яблоко». Устройства подобного типа восходят к очень раннему времени, и на протяжении XIX в. Были повсеместно заменены на высокие колокольни.

В 1861 г. в Прусах была возведена деревянная колокольня из материала разобранной Знаменской церкви села Булгакова. Эта церковь была построена в 1747 г. А.И. Рославлевым в качестве домовой и приписана к приходу села Сапронова Коломенского уезда. В 1872 г. в трапезной был устроен теплый придел во имя Предодобного Сергия(14). Сохранилась обширная пререписка 80-х годов XIX в., посвященная капитальному ремонту Ильинской церкви. Работы были организованы по инициативе причта, но по малочисленности и бедности прихода (в который, кроме села Прусы, входила только близлежащая деревня Свистягино) пришлось проводить сбор средств на стороне с записями пожертвований в сборную книгу. Все началось со штукатурных работ в интерьере, причем для нас очень важна информация, что до 1885 г. «стены оштукатурены вовсе не были, а только окрашены», то есть побелены по кирпичу. При расчистке стен и внутренней поверхности шатра обнаружились серьезные трещины, и решением  епархиального начальства от 8 июня 1885 г. было запрещено служить в Ильинской церкви «до приведения ее в безопасный вид». Чертежи «необходимых ремонтных исправлений и укреплений» были выполнены академиком И.П. Залесским и согласованы в Строительном отделении Московского губернского правления и Московском археологическом обществе. От Московского археологического общества за ремонтом наблюдал А.М. Павлинов. Во время этого ремонта шатер укреплен железными связями, наружная его поверхность была частично перелицована, трещины заделаны. Тогда же в интерьере и на фасадах (в верхних частях лопаток) выполнены  мелкопрофилированные штукатурные тяги и филенки.

В 1964-65 гг. специалистами МОСНРПМ под руководством М.Б. Чернышева в Прусах проводились работы по консервации Ильинской церкви (отчет о них приведен в Приложении). К этому времени памятник находился в аварийном состоянии, колокольня и трапезная уже не существовали. Деревянная колокольня и ограда утрачены, по-видимому, вскоре после закрытия храма, трапезная зафиксирована на схематическом обмере для паспорта памятника 1940-х гг. и почти полностью разобрана в 1950-х гг.

Впоследствии памятник был заброшен и вновь пришел в аварийное состояние, консервационные кровли постепенно утрачивались, кладка стен, особенно в карнизной части четверика, разрушалась под воздействием намокания. В 2003 г. памятник передан Русской Православной Церкви и приписан к приходу села Шкинь Коломенского района.

 

1.        Раппопорт П.А. Очерк хронологии русского шатрового зодчества. // КСИИМК. Вып. 30. М-Л., 1949. С.85.

2.        Марков Н.М. Коломенская епархия. М. 1888. С. 12.

3.        Основными источниками послужили: труд А.П. Барсукова «Род Шереметевых», т.1, СПб, 1881, а также соответствующий раздел книги А.А. Зимина «Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в.» (М., 1988. С. 175-190), и монастырские акты.

4.        Зимин А.А. «Витязь на распутье». М., 1991. С. 164.

5.        Барсуков A.П. Род Шереметевых. Т. 1. СПб, 1881. С. 447.

6.        Гаева О.В. К вопросу о датировке Зачатьевского собора Высоцкого монастыря в Серпухове // Реставрация и архитектурная археология. Вып. 1. М., 1991. С. 185.

7.        Ильин М.А. Подмосковье. М., 1974. С. 78; Памятники архитектуры Московской области. Каталог в двух томах. Т. 1. М., 1975. С. 268.

8.        Прорись хранится в ЛОИА АН CССP, фотография — в фототеке ГНИМА. Колл. V. № 46889, 1928 г.

9.        Памятники архитектуры Московской области. Т. 1. М., 1975. С. 233.

10.    Мельник А.Г. О церкви Вознесения в Ростове // Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 25.

11.    Яганов А.В. Храмозданная надпись в соборе Рождества Богородицы в Медведевой пустыни // Реставрация и архитектурная археология. Вып. 1. М., 1991. С. 195.

12.    ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. СПб, 1872. С. 453, 471.

13.    Марков Н.М. Коломенская епархия. М., 1888. С. 16.

14.    ГИМ ОПИ. Ф. 402. Д. 984. Л. 28 об. (Материалы П.В. Кислякова по московскому краеведению 1930-х гг. Коломенский уезд).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        Писцовые книги Московского государства. Писцовые книги XVI в. Под ред. Н.В. Калачова. Ч. 1. Отд. 1. СПб, 1872. С. 492, 297.

2.        Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду.

3.        Древности. Труды МАО. Т. 11. Вып. 3. М., 1887. С. 92. Т. 12. Вып. 1. М., 1888. С. 1, 34.

4.        Раппопорт П.А. Очерк хронологии русского шатрового зодчества. // КСИИМК. Вып. 30. М, 1949. С. 87.

5.        Ильин М.А. Подмосковье. М., 1974. С. 77-78.

6.        Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С. 112.

7.        Памятники архитектуры Московской области. Каталог в двух томах. Т. 1. М. 1975. С. 268.

8.        Памятники  архитектуры  Московской  области. Иллюстрированный научный каталог. Под ред. Е.Н. Подъяпольской. Вып. 3. М., 1999. С. 113-114.

9.        Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 164-165, 389-390.

10.    Рузаева Е.И. Ильинская церковь в селе Прусы. Новые исследования. // Пластические искусства: Исследования молодых. Сборник научных работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 135-152.

ОСНОВНЫЕ АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.      РГАДА. Ф.236. Оп. 1. Д. 1. Лл. 90об, 106, 106об. Ф.1209. Оп. 1. Д. 204. Л. 246.

2.      ЦИАМ. Ф. 454. Оп.3. Д. 75. Лл. 172-182. Ф. 54. Оп. 142. Д. 4. Лл. 38, 50, 268. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1774. Лл.324-327. Д. 1941. Лл.416-419. Д. 2185. Лл. 230-233. Д. 2360. Лл. 210-213.

3.      ГИМ ОПИ. Ф. 402. Д. 984. Л. 28об. Ф.465. Д. 116. Лл. 77-81.

4.      ГНИМА, архив (дела ИМАО). Оп. 1. ХХIV-3. 593, 48 (1886 г.). фотоархив, колл. V. № 32356-32365, 35947, 37541, 38260, 48959-48967.

Графические материалы